Как сказал мой друг Максим Печень, основатель сообщества и YouTube-канала «Аномальная Зона», мы уже успели посмотреть канадский и российский фильмы ужасов и написать на них рецензии. Почему бы не сделать то же самое с японским кино? «Действительно, почему?» — подумал я тогда, ведь этот опыт был для меня не только интересным, но и новым, так как (каюсь) ранее я никогда не видел полностью от корки до корки японские фильмы. «Унесённые призраками» Миядзаки и многочисленные оригинальные Годзиллы – не в счёт.
Что ж, просмотр картины «Билокация» обещал меня удивить – и удивил! Погружение в совершенно иную, не похожую на западную, медиасферу не может пройти незаметно.
Мне нравится писать рецензии не по шаблону: не особо интересно двигаться по рельсам и говорить сперва о сюжете, потом о технических характеристиках и актёрском мастерстве, и эта рецензия не станет исключением. Душа просит писать об этом фильме поэтапно, поминутно, потому что такое количество всяческих изменений тяжело описать единым блоком. «Билокация» до самого финала вызывает смешанные чувства – начало понравилось подачей, съёмкой и идеей, но в определённый момент начинается дичь, которая уронила фильм в моих глазах, а затем – снова переломный момент, и кино стало казаться лучше! Что ж, начнём!
I ЧАСТЬ – Хорошее кино
Очень хорошая открывающая сцена: мне сразу же понравился цветокор фильма; гнетущая меланхоличная атмосфера, задуманная автором; понравилось, как показали двойника монахини и неплохая графика. Последнее сделано действительно добротно, так как небольшое проявление халтуры в этой работе сразу сделают фильм ужасов карикатурой на самого себя. Зритель уже не сможет воспринимать страшное, как страшное. В этом вопросе фильм не подвёл.
После того, как нас познакомили с самим фактом существования двойников, мы переходим к главной героине, проживающей в Японии. Она художник с творческим кризисом, у неё есть цели и амбиции. Интересный герой, а также подходящие для этого героя ракурсы, цвета и звуки – всё срослось просто идеально. Очень понравилась сцена, которую сняли за счёт Г-образной формы квартиры: девушка сидит у холста перед окном, звонок в дверь; и камера едет по длинной стороне буквы «Г», останавливается прямо перед дверью, которая проглядывается из тёмного коридорчика. Я начал влюбляться. Фильм проявлял некоторого рода запутанность и временные прыжки в повествовании, как у Кристофера Нолана. (При просмотре не мог не улыбнуться «японскому Нолану»). Режиссёр внимательно относился к деталям вроде холодного, мёртвого освещения в квартире художницы и тёплого солнечного освещения в квартире её мужа. Это очень здорово, и сценарий шёл и не спотыкался, пока не произошло…
II ЧАСТЬ – Плохое кино
Двойник главной героини мошенничает в магазине, а ловят не ту. Досадно, что плохая часть начинается всего с пятнадцатой минуты фильма.… Но, увы, как бы я ни хотел, не возможно было закрывать глаза на сценарные дыры и на то, как неадекватны действия героев. Сценарист накрутил столько всего, что раскручивал эту нить всю вторую половину фильма. И всё равно мы добираемся до финала криво и косо. Ощущение, будто сценарий писался с расчётом подгрузить зрителя невероятными поворотами событий. А когда чего-то не хватало, это приписывали, добавляли в последний момент.
А что, если объяснить по факту? Так вот: почему детектив в том же магазине трясёт девушку как куклу, зная, что она не виновата? Почему орёт и делает то же самое даже когда они приехали на своё собрание? Почему организатор Шиноба сразу не объяснил им свою позицию? Чего он ждал? Почему они все пренебрегают зеркальцами, вроде того, что детектив подарил художнице? Почему в той сцене, где коп против копа, организатор не пояснил им двоим, да и всем вокруг, что они не враги друг другу? Он мог спасти жизни, а вместо этого сказал убить человека. Почему никто из окружающих не посмотрел в зеркало, чтобы проверить, кто из детективов настоящий? Почему бы в крайнем случае не сбить пластиковый плафон от светильника над полицейскими, чтобы смотря в него, понять по отражению, где оригинал? Почему парень с пистолетом так безропотно подчинился совету организатора стрелять, если единственное, что делал организатор весь фильм – это говорил «я помогу вам», повторял одно и то же и ничего не делал по факту? В реальной жизни такое поведение не канает. Зачем двойники пытаются убить оригинал и занять их место в жизни, если двойники живут мало? Зачем парень режет себе руку, чтобы двойник упал с окна, зная, что тот не умрёт? Все оригиналы знают, что двойники превращаются в тучку в любой нужный момент, тогда как их вообще убить? Это не возможно. Зачем тогда вообще было стрелять в лежащего детектива, даже если он и оказался бы копией? Почему парень носит шарф на лице, чтобы скрыть шрам? Шрам настолько ужасен? Отчего он? Зачем давать такой заброс ответвления сценария с этим шрамом, если вопросов и так море? А ответа так и не будет. Почему оригиналы никак не реагируют на убийство детектива? Почему люди на вокзале никак не реагируют на убийство плохой мамашки? Просто все смотрели, как женщину истыкали ножом, а затем разбежались все, включая мужчин. Ох, а эта махинация с перечислением имён при звонке организатору. Почему он всегда спрашивал об этом, а когда художница была в квартире одна, и к ней в дверь постучался муж (она не знала, кто стучит), девушка позвонила организатору за советом, а тот начал их раздавать, не спросив кодовые имена? Почему пропала жена организатора? И, соответственно, художница-копия. Из-за смертей оригиналов? Тогда зачем копии убивают оригиналы, если смерть оригинала приведёт к их самоликвидации? Почему всем совершенно безразлично то, что двойник студента забрался на парту оригинала ногами?!
Чёрт, я не знаю – перечислил то, что вспомнил. Если бы включил фильм заново и анализировал каждый момент, ситуация стала бы трагичнее. Я снова не могу понять, как можно так ухудшить фильм с отличной идеей! С такой хорошей открывающей сценой и атмосферой, которой веришь!
III ЧАСТЬ – Нормальное кино
Как бы я не ругал всё вышеописанное, но фильм можно досмотреть благодаря распутыванию авторами своего же клубка. Несмотря на то, что «Билокация» идёт, кстати говоря, более двух часов. Третья часть повествования рецензии и, соответственно, сюжетной ветви фильма, начинается в тот момент, когда организатор сообщает главной героине о существовании двух комнат: для оригиналов и для двойников. Это интересно и это удивляет, если отбросить то, что авторы еще сорок минут, а то и больше, будут объяснять всё, что ни попадётся им под руку. Даже то, что зрителя и не интересовало. Но, всё же, думаю, что-то в этом фильме есть: как минимум – это идея. Идея, отличная от заезженных «Астралов» и «Паранормальных явлений». У фильма есть атмосфера. Даже, чёрт с ним, можно закрыть глаза на моменты, где толпа стоит и никак не реагирует на действия центральных фигур в сценах. Полагаю, это черта национального художественного контента – вспоминая аниме, можно проследить подобную тенденцию – рисованный обездвиженный фон на втором плане. Я бы очень хотел сказать, что фильм отличный, но лично для меня он, к сожалению, средний. Возможно, даже чуть хуже. Хочется видеть, как эта полностью готовая к реализации идея и мрачная одинокая атмосфера обрастёт сценарием, не столь перегруженным, и адекватными реакциями персонажей на окружающие события.
В завершение хочется сказать, что помимо американских и русских горок, пора открыть и японские – а заслуженный патент на этот вид развлечений дать фильму «Билокация», как картине со слишком частыми рывками из стороны в сторону.
С уважением к Аномальной Зоне и её подписчикам,
До скорого